Может ли солнечная энергия Сахары привести к революции водородных автомобилей?

Моим первым «настоящим» электромобилем был радиоуправляемый Tamiya Sand Scorcher, и я до сих пор помню разочарование, когда прочитал в руководстве, что игра с ним на настоящих песчаных дюнах может привести к поломке ходовой части и двигателя. С электрическим внедорожником Skoda Enyaq таких проблем нет, на котором я только что без происшествий проехал 500 км от солнечной станции Нур в Уарзазате, Марокко, до окраин пустыни Сахара и обратно.

Поездка была в основном задумана для того, чтобы продемонстрировать качества электромобиля Skoda с аккумуляторным питанием. Комфортный, изысканный и быстрый на дорогах с небольшим движением транспорта, поверхности которых затмевают большую часть рябого асфальта Великобритании, вместительный Enyaq 4×4 также спокойно преодолевает песчаные трассы Сахары. А на случай, если мы не совсем поверили легкости, с которой это справилось, хозяева Skoda познакомили нас с парой бесстрашных голландских искателей приключений, которые недавно вернулись из 40-тысячного «кругосветного плавания» по Африке за рулем своего собственного электрического Enyaq.

Удивительно, но Маартен ван Пел и Ренске Кокса не столкнулись ни с одной механической проблемой в пути, несмотря на то, что 30 процентов их пути прошли по бездорожью. Беспокойство о запасе хода также не имеет значения, если вы можете распаковать массив солнечных панелей, которые будут быстро заряжать аккумулятор мощностью около 11 кВт.

Хотя многие люди по-прежнему не убеждены в преимуществах электромобилей с батарейным питанием, становится все труднее утверждать, что они не могут выполнить свою работу. Но есть также группа недовольных водителей, которые думают, что могут продержаться еще немного и вообще пропустить фазу зарядки аккумулятора EV, потому что «водород придет» в какой-то еще неопределенный момент в будущем.

Как энтузиаст топливных элементов, я сочувствую этому стремлению и с нетерпением жду того дня, когда планета Земля будет нагреваться и питаться от безграничного источника возобновляемого водорода. Хотя было бы глупо думать, что это произойдет в ближайшее время, наш визит в Нур предоставил дразнящую возможность взглянуть на технологию, которая готова начать работу.

В Нуре расположен ведущий в мире комплекс солнечной энергии министерства энергетики Марокко, который обеспечивает электричеством более двух миллионов своих граждан мощностью около 580 мегаватт. Он генерирует электроэнергию с помощью фотоэлектрических солнечных панелей и зеркал, которые концентрируют энергию в жидком теплоносителе (HTF), который затем используется для нагрева воды в электрогенераторах паровых турбин.

В центре станции, в центре концентрических колец из 7400 гелиостатных зеркал, каждое размером с теннисный корт, находится солнечная энергетическая башня Нура высотой 240 метров. Зеркала следуют за солнцем, как лепестки подсолнуха, и фокусируют тепло на специальном композитном материале наверху башни, где расплавленная соль может нагреваться до поразительной температуры 580 градусов C. Особые свойства HTF означают, что он сохраняет это тепло в течение длительного времени. до семи часов, чтобы Нур мог продолжать вырабатывать электроэнергию всю ночь, когда не светит солнце. Это самая большая солнечная электростанция такого типа в мире, и зрелище потрясающее: кажется, что коллектор тепла на вершине башни светится почти с силой накаливания, поглощая концентрированные солнечные лучи. В наши дни мы не особо увлекаемся «чудесами света», но если бы мы это сделали, эпическая солнечная башня Нура была бы отличным выбором.

PartnershipNeed to sell your car?Sell your car with Motorway. 84% of customers get more money. Get a free, instant valuation now.Sell your carRated 'Excellent'  Trustpilot

Планов по использованию энергии самого Нура для электролиза зеленого водорода нет, но передовые солнечные станции этого типа имеют решающее значение для амбиций планеты в области возобновляемых источников энергии. Учитывая близость к Европе, Марокко само имеет большие амбиции, когда дело доходит до производства водорода в качестве нашего «топлива будущего», и совсем недавно, в декабре 2023 года, ЕС подписал энергетическое соглашение с Марокко, которое предоставляет 50 миллионов евро для финансирования НИОКР вэнергетические технологии, включая производство экологически чистого водорода.

Мы встретились с директором завода в Нуре Мустафой Саллемом, который рассказал о потенциале Марокко как мирового производителя и экспортера водорода.

«Позиция Марокко очень стратегическая. У нас есть 75 процентов мировых запасов фосфатов, более 2500 км береговой линии Атлантического океана и 500 км побережья Средиземного моря, и мы очень близки к Европе», — сказал он нам, подчеркнув, что вода имеет решающее значение для производства зеленой продукции. водород, в то время как фосфат необходим для производства аммиака, который в настоящее время считается потенциально эффективным средством транспортировки экологически чистой энергии по всему миру, поскольку его можно снова переработать на местных рынках для высвобождения хранящегося в нем водорода. «У нас очень хорошие условия для производства водорода, и у нас есть спрос со стороны Европы. Поэтому было бы глупо не получить выгоду от этой позиции, поскольку это огромная потенциальная возможность для Марокко», — сказал Саллем. «В данный момент в этом заинтересованы все, и это, безусловно, будущее».

Ни Саллем, ни кто-либо еще не может точно сказать, сколько времени потребуется, чтобы достичь этой цели. Марокко — не единственная страна, богатая возобновляемыми источниками энергии, которая претендует на кусок глобального водородного пирога, но ее близость к Европе делает ее сильным претендентом на то, чтобы стать «сверхдержавой» зеленой энергетики. Нетрудно представить себе несколько солнечных станций типа Нура, разбросанных по марокканскому побережью, обеспечивающих энергию для электролиза водорода, хотя необходимые миллиарды инвестиций — это не пустая трата денег, если не считать технических проблем.

Конечно, здесь, в Великобритании, мы неплохо справляемся с производством возобновляемой энергии из ветра, и, хотя существует консенсус в том, что планете нужен водород для топлива промышленности, тяжелого грузового транспорта, железных дорог и судоходства в будущем, решение все еще не принято. о том, когда и действительно ли он будет конкурировать в качестве жизнеспособного топлива для массового личного транспорта на автомобилях на топливных элементах. Технология аккумуляторов сама по себе быстро развивается, и, как без особых усилий доказала наша маленькая сахарская одиссея, вы уже можете управлять Enyaq, будучи уверенным, что он справится с трудностями повседневной езды — куда бы вы ни отправились на работу.

Водород — топливо будущего?Расскажите нам свои мысли в разделе комментариев ниже…

Евгений Кольцевой

Авто журналист с 30-летним стажем, участвовал в авто-соревнованиях и регулярно посещаю события, связанные с автоспортом. Я являюсь экспертом в области автомобильной журналистики, обладаю глубокими знаниями в области автомобилей, механики, технологий и инноваций в автомобильной индустрии.

Recent Posts

Автомобильное предложение дня: Vauxhall Astra Sports Tourer Electric за непревзойденную цену в 201 фунт в месяц

Изысканные впечатления от вождения плюс большой багажник Загружено всеми прибамбасами 201 фунт стерлингов в месяц…

1 день ago

Автомобильное предложение дня: SEAT Leon — идеальный семейный хэтчбек за 165 фунтов в месяц.

Экономичный бензиновый двигатель Качественная кабина 165 фунтов стерлингов в месяц SEAT Leon долгое время был…

2 дня ago

Авто и отдых на природе: как провести выходные с комфортом

Современный ритм жизни заставляет многих искать способы для полноценного отдыха на природе. Владельцы автомобилей имеют…

2 дня ago

Дешевая зарядка электромобилей доступна на общественных точках зарядки через новое приложение «Plunge Pricing»

Теперь водители могут получить доступ к более низким тарифам на зарядку общественных электромобилей, когда в…

2 дня ago

Honda «0 Series» планирует выпустить семь новых электромобилей к 2030 году

Honda заявила, что к 2030 году выпустит семь совершенно новых электромобилей, все под своим новым…

2 дня ago

Великобритания столкнулась с «эпидемией» молодых незастрахованных водителей

Рост страховых взносов по автострахованию подтолкнул многих молодых людей к вождению без страховки, что привело…

2 дня ago